Чуть более 20 лет назад «Конкорд» совершил свой последний полет. Чтобы отпраздновать это событие, мы вспоминаем наши рождественские дорожные испытания 2003 года.

Присоединяйтесь к Autocar, и мы поближе познакомимся с одним из лучших самолетов в мире, демонстрируя опыт одного из самых опытных пилотов.

Чтобы увидеть больше рождественских дорожных испытаний, нажмите здесь, чтобы подписаться на архив Autocar.

Когда дело доходит до вождения по прямой, мало кто из мужчин совершал столько недолгих поездок с высоким ускорением, все из которых планировалось внезапно закончиться на скорости 240 миль в час, не получив травм.

Такова была прерогатива этой небольшой группы парней (и одного парня), чьей привилегией было проехать на 185-тонном 10-колесном трехногом скейтборде по центральной линии асфальта.

Конечно, путешествие не останавливается на скорости 240 миль в час, даже когда асфальт заканчивается, потому что при достижении достаточной скорости они поднимаются в воздух.

Для этого 30-секундного спринта по асфальту требуется полная мощность четырех двигателей Rolls-Royce Olympus 593, усиленная дополнительным прогревом. В автомобиле ускорение может быть быстрым, резким и захватывающим.

Это все это и даже больше. Не только потому, что скорость продолжает увеличиваться, но и скорость ускорения тоже. По мере увеличения скорости движения двигатели начинают работать с турбонаддувом, тяга сжимает плотную обивку спинки сиденья пилота до состояния простой пластины.

Проектирование и проектирование

Чудо «Конкорда» в том, что никто на борту не замечает, когда — без шума и ряби — он преодолевает звуковой барьер, преодолевая отметку в 1000 миль в час, до своей сверхзвуковой крейсерской скорости в 1350 миль в час. Только панель дисплея сообщает платящей публике о том, что происходит, в дополнение к числу миль в час и числу Маха.

Пассажирам сообщают высоту (до 60 000 футов), температуру наружного воздуха (обычно около минус 60 градусов по Цельсию) и расстояние, оставшееся до пункта назначения.

В кабине экипажа есть все обычные авиационные приборы, а также еще несколько, которые можно ожидать только от военного истребителя. (Кстати, как и в оригинальном Mini, здесь есть простая кнопка стартера.)

concorde sketches

В дополнение к центральному набору приборов, касающихся работы двигателя, у каждого пилота есть свой собственный махометр, а также датчик угла атаки, который показывает, как воздушный поток воздействует на крыло.

Имеется обычный орган управления подъемом и опусканием шасси (эргономичной формы в виде колеса) и дополнительный рычаг для опускания козырька теплозащитного экрана и опускания носа при взлете и посадке.

Как и в автомобилях, в «Конкорде» также отсутствуют органы управления воздушными тормозами и закрылками, ни один из которых не установлен на сверхзвуковом самолете. Вся конструкция крыла (за исключением места расположения колес) представляет собой топливный бак. Также имеются два больших топливных бака под полом и еще один в заостренном хвостовом обтекателе.

Приборная панель бортинженера представляет собой впечатляющее зрелище. На первый взгляд можно было бы подумать, что для управления этим самолетом нужны три бортинженера. Но, как и такие профессионалы, они управляют всеми системами самолета с этой панели, а также контролируют, правильно ли пилоты выполняют свою работу.

Только для топливной системы имеется 30 с лишним переключателей и рычагов, а также 13 топливных баков, удобно пронумерованных – в типично эксцентричном британском стиле – от одного до 11.

Производительность и тормоза

Если вы считаете, что взлет на мощности 250 000 л.с. — это что-то особенное, вам придется подождать немного (в общем, чуть больше трех часов), чтобы получить потрясающий опыт приземления.

Способность Конкорда летать достаточно медленно, чтобы использовать обычные взлетно-посадочные полосы аэропорта для взлета и посадки, зависит главным образом от высокого положения носа (и угла атаки), используемого на малых скоростях.

При таком положении пилоты смотрят вверх и не видят взлетно-посадочную полосу, потому что нос самолета мешает. Решение простое: отодвинуть козырек и поместить его в носовой обтекатель, а затем опустить нос, чтобы он не мешал пилоту, придав самолету классический вид богомола.

К этому времени пассажиры будут накормлены и напоены и будут облетать планету со скоростью одну милю каждые 2,75 секунды.