В остальном спокойное межсезонье в Формуле 1 было нарушено неожиданным уходом руководителя команды Haas Гюнтера Штайнера, который до сих пор был третьим по продолжительности пребывания на посту боссом в спорте после Кристиана Хорнера из Red Bull и Тото Вольфа из Mercedes-AMG.

Несмотря на политику «вращающихся дверей», принятую в последнее время в паддоке, эта новость стала шоком, поскольку Штайнер был не просто наемным руководителем – он был сердцем и душой своей команды.

Бывший сотрудник Jaguar и Red Bull находился в США и руководил растущим бизнесом по производству композитных материалов, когда основал команду с чистого листа бумаги.

Он придумал концепцию создания небольшого штата сотрудников, работающих полный рабочий день, при этом используя как можно больше поставщиков Ferrari и Dallara, и убедил магната станков Джина Хааса профинансировать проект.

Команда сенсационно стартовала в 2016 году, когда Ромен Грожан финишировал шестым в своей дебютной гонке, а два года спустя финишировала пятой в Кубке конструкторов.

Однако после этого жизнь стала сложнее, поскольку другие команды активизировали свою игру, а затем, в 2020 году, проблемы пандемии особенно сильно ударили по Хаасу.

В 2023 году команда опустилась на 10-е и последнее место в таблице, несмотря на то, что ее машина показывает хорошую скорость на одном круге.

Когда в конце декабря истекал срок действия последнего трехлетнего контракта Штайнера, Джин Хаас сказал ему, что его не оставят.

Шоковый выход

«Он позвонил мне», — рассказал Штайнер Autocar. «Это было совершенно неожиданно. Я такой: «Хорошо, что ты хочешь мне сказать?»

«Он сказал: «Я не хочу продлевать контракт». Я сказал: «В конце концов, это ваше решение. Это ваша команда, и контракт истек. Что я могу сделать? Считаю ли я это правильным или нет? Что бы я ни сказал, вы с этим не согласитесь. Так что оставьте все как есть.

«Это был очень короткий звонок; это не было большой дискуссией или чем-то еще. Это тоже было очень странно. Вы работаете с кем-то 10 лет и вам звонят [like that]… Это странно. Я был в порядке. Я просто иду дальше. Все в порядке. В любом случае, я больше не мог верить в то, что там происходило».

Изменение направления

У пары возникли фундаментальные разногласия по поводу дальнейших действий. Штайнер слишком ясно видел, как непосредственные соперники команды наращивали свою заводскую инфраструктуру, и своевременно искал больше инвестиций, чтобы не отставать.

Между тем Хаас считал, что команда сможет добиться большего, используя уже имеющиеся у нее ресурсы.

«Что-то нужно было изменить», — говорит Штайнер. «Я не говорю, что Хаас сделал это неправильно. Все остальные сделали все правильно. Формула 1 изменилась с момента основания Haas до того уровня, которого она достигла за последние пять лет. Это совершенно другая игра с мячом. Это все сильные команды.

«Вам просто нужно открыть глаза, если вы понимаете Ф1, и посмотреть, что делают другие – а Хаас этого не делает. На каком-то этапе вы ничего не сможете добиться с помощью [Haas’s] подход. Это просто больше не является представителем времени».

steiner exit haas 02

Штайнер считает, что нынешняя база команды в Великобритании – бывший объект Manor/Marussia в Банбери – больше не соответствует своему назначению.

Это обычный гоночный магазин; все проектирование и производство ведется далеко в Италии. В то время как другие команды безжалостно стремились к повышению эффективности в этих областях, чтобы не выйти за пределы бюджетного ограничения (введенного в 2021 году), Haas осталась позади.

«Как только все поняли это ограничение бюджета, все начали инвестировать в инфраструктуру, чтобы максимально эффективно использовать операционный бюджет», — говорит Штайнер.

«На данный момент, если вы покупаете вещи [from external suppliers], это не лучший способ сделать это. Инвестировать нужно не просто тратить деньги, а вкладывать деньги, чтобы получить деньги, а Джин не хотел этого делать. И опять же, если он не хочет этого делать, он совершенно прав, что не делает этого. Я не пытаюсь учить его, как что-то делать, потому что он владеет командой».

Компания Haas обязалась платить за запчасти цены, установленные поставщиками Dallara и Ferrari, без возможности сокращения этих затрат.